26.03.2020     0
 

Круглый год народный календарь


Специфика календаря

В основе народного календаря лежит церковный календарь — месяцеслов, определяющий порядок и иерархию праздников, постов и мясоедов, в значительной степени и их терминологию. Однако содержание народного календаря, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также их ритуалы являются частью народной традиции.

Основу содержания народного календаря составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, светлого и — нечистого, тёмного, опасного, что находит отражение в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов[3].

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafety

Анализ примет и названий дней позволяет придти к заключению, что если бы народный календарь основывался на церковном, то в первую очередь были бы упомянуты наиболее значимые фигуры церковного пантеона.

Однако в месяцеслове отмечен целый ряд «второстепенных» мученников, а большая часть учеников христа (апостолов) не указана, как и половина ветхозаветных пророков[4]. Создавая месяцеслов, народ исходил не из христианских святцев, а из имевшихся сельскохозяйственных примет и обрядов, часто принимая святых по созвучию, чьи имена перекликаются со старорусскими названиями («мокрый день», т. е.

день дождя и града, стал Днём Мокия (англ.)русск. или Днём Царя-града; День первой встречи весны стал Сретеньем или Встретеньем) или просто к именам святых добавил прежнее название («Купала» стал «Иваном-Купалой», «Скотий бог — сшиби с зимы рог» назвали «Власий — сшиби рог с зимы»).

Круглый год народный календарь

Народный календарь бытует преимущественно в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников. У всех славян существовали в быту ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, рабоши), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками.

Комплекс воззрений и традиций, который составляет народный календарь, формировался на протяжении многих веков, начиная с языческой эпохи, и окончательно сложился в XVI—XX вв. В XVIII—XX вв. происходила значительная трансформация народного календаря под влиянием изменения официальных летоисчисления и календарных стилей, поэтому современные даты примет не совпадают, к примеру, с дореволюционными. Существуют региональные отличия народного календаря.

Предлагаем ознакомиться:  Кимчи по корейски из пекинской капусты пошагово

Учёные выделяют различные составляющие народного календаря: календарь сельско-хозяйственной деятельности, общинно-церковной жизни (православные праздники), семейный календарь, детский народный календарь, календарь молодёжных гаданий, демографический народный календарь и т. д.

Русский народный календарь отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Это, прежде всего, Центральной части Европейской России (где он и складывался), с её умеренно континентальным климатом и непостоянством переходных сезонов. Чередование сезонных явлений природы лежит в основе традиционного календаря русских[5].

О датах церковных праздников

По мнению архимандрита Киприана, даты многих христианских праздников не находят подтверждения в исторических источниках. Главным принципом было замена какого-либо языческого празднества воспоминанием о христианских событиях.

Например, римская традиция праздновать Рождество Христово наложилась на день «непобедимого солнца» (зимнего солнцеворота) или праздник Митры 25 декабря. Для вытеснения этого языческого торжества Церковь и установила праздновать день Рождества Своего Основателя именно в этот день[6].

В установлении дат празднования Церковь руководствовалась своими особыми, «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь стремилась изменить какие-то местные традиции и прежние религиозные обычаи[8].

Предметы для отслеживания

Материальное воплощение народный календарь получал, как правило, в дереве, это были предшественники современных настенных и отрывных календарей. Они могли являться двенадцатигранными брусками, где каждая грань обозначает месяц, и имеет зарубки по количеству дней, или связками двенадцати дощечек, так же с отметками дней[11]. Были также бруски шести- и четырёхгранные.

Среди дней-отметок особыми значками отмечались праздники, причём значки их обозначающие часто имели отношение к тематике праздника (например: день солнцестояния обозначался символом Солнца, день Евдокии, когда чинили инвентарь — изображением сохи и т. п.)[12].

Со второй половины XVII века сохранились народные месяцесловы, напечатанные на бумаге, обычно с рисунками или схемами.

Предлагаем ознакомиться:  Беседка из профильной трубы своими руками

Названия и приметы дней

К XIX веку русский народный календарь упоминал имена более 400 православных святых, мучеников, лиц духовных и князей. «Персонификация» календарных дней позволяла крестьянам лучше ориентироваться во времени и сохранять традиционный уклад, не опасаясь упрёков в язычестве со стороны церкви и государства.

Имена, события, идеи христианства селянами интерпретировались на свой лад, приближались к повседневным нуждам крестьян. Так мученик Евсевий в переосмыслении крестьян стал «Евсей — овсы отсей», два святых Стефана 27 апреля (10 мая)  превратились в «Степана-ранопашца».

Круглый год народный календарь

Преображение Господне6 (19) августа называли яблочным спасом (время начала сбора яблок), праздник в честь иконы с изображением спасителя 16 (29) августа — известен в народе как хлебный спас, т.е. период дожинок в уборке злаков.

Новые святые часто переосмысливались, в зависимости явлений природы для этих дней года. Вероятно, что именно наблюдения за погодой, природными явлениями, лежащие в основе народного календаря, стали причиной того, что «бытовое содержание праздников всегда оказывается более устойчивым, чем тот мифологический смысл, который в них вкладывается».

На старых русских резных деревянных календарях особо, с помощью славянских букв, монограмм и пиктограмм, выделены дни: прилета птиц (Жаворонки, Кулики); окончание санного пути (Прокоп-дорогорушитель) или наоборот — его установления (Введение или Ворота зимы), грозы в Ильин день.

Эта традиция продолжает жить и в дальнейшем, народный календарь выделяет дни, для которых характерны те или иные фенологические или метеорологические явления. Приуроченные к определенному периоду года, они не связаны с прогнозом погоды, а лишь отражают сроки сезонных изменений, характерные для климата средней полосы России.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpress

«На Обретение птица гнездо обретает». На Василия капельника — 28 февраля (13 марта)  — снег начинает активно таять: «Придёт батюшка Василий капельник — и зима заплачет», на Прокопа дорогорушителя — 27 февраля (12 марта)  — начинают рушиться зимние дороги[5].

Предлагаем ознакомиться:  Народное средство от сорняков с уксусом

Примечания

  1. Бузин, 1997
  2. Толстая, 2005, с. 51
  3. 12Толстая, 1999, с. 442-446
  4. Власов, 1986
  5. 12Руднев, 1999
  6. Советская историческая энциклопедия, 1973—1982
  7. Пропп, 1995, с. 15
  8. Киприан Керн, 2000
  9. Болотов, 1892, с. 621
  10. Словарь средневековой культуры
  11. Вельский районный муниципальный краеведческий музей
  12. Майстров, Просвиркина, 1960, с. 279-298


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector