04.04.2019     0
 

Советский тяжеловоз — тяжелоупряжная порода лошадей


Русский

Процесс создания породы длился довольно долго — с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году.
Кони имеют следующие характеристики:

  • высота в холке — 1,5–1,53 м;
  • масса — 0,6–0,7 т;
  • голова — лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
  • шея — широкая, короткая, массивная, мускулистая;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, бочковидной формы;
  • спина — удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
  • конечности — средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
  • хвост — мощный, густой, длинный;
  • грива — отличается густотой ворса;
  • масть — рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
  • непритязательность в содержании и корме;
  • хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
  • устойчивая нервная система.

Недостатки:

  • дисгармоничное телосложение;
  • мягкая спина.

Происхождение

Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде.

Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».

Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.

Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.

Новоалександровский

Советский тяжеловоз - тяжелоупряжная порода лошадей

Эта порода — дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов.
Описание экстерьера породы:

  • высота в холке — 1,48–1,49 м;
  • масса — 0,56–0,59 т;
  • голова — облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
  • шея — укороченная, широкая, массивная;
  • спина — массивная;
  • конечности — недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
  • хвост — пышный, волнистый;
  • грива — кудрявая;
  • масть — саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
  • характер — уравновешенный, энергичный.

Достоинства:

  • тяговая мощность;
  • крепкая иммунная система;
  • отличная плодовитость;
  • отличные молочные показатели.

Недостаток — разборчивость в кормах.

Экстерьер

https://www.youtube.com/watch?v=Fa5fjhWDS0k

По всем статям кони этой породы превосходят предковые формы. Сохранив развитую мускулатуру и мощный широкий костяк, они приобрели более сухую конституцию. Советские «тяжи» высокорослы: отдельные особи вырастают до 170 см в холке, а в среднем – 159-161 см. Их вес может достигать тонны.

Важный параметр экстерьера для тяжеловозов – строение крупа, поясницы и задних ног. По этим статям советский тяжеловоз имеет достойные характеристики. Поясница у него широкая, круп вислый, раздвоенный.

Бывает, подводит постав ног – может проявиться косолапость. Подобные недостатки на рабочих качествах не отражаются, но таких лошадей из племенного разведения выбраковывают.

Советский тяжеловоз - тяжелоупряжная порода лошадей

Грудь у советских «тяжей» широкая, спина ровная, иногда мягкая, что позволяет использовать лошадей этой породы под седлом. Шея сильная, гривастая, средней длины, гребень сливается с холкой. Голова небольшая, с мясистыми щеками и широко расставленными ганашами, благодаря чему дыхание коня в работе не стеснено.

Среди основных, часто встречающихся в типе отечественных тяжеловозных лошадей мастей встречаются рыжая, гнедая и бурая, распространены также рыже-чалая и гнедо-чалая. Редко удается встретить российского тяжеловоза вороного окраса. Грива и хвост умеренно оброслые.

Самые крупные среди тяжеловозных отечественных пород лошади имеют свои отличительные внешние признаки:

  • вырастают эти представители до 1,6 — 1,7 м в холке, при этом набирая живой вес от 0,7 до 1,0 т;
  • пропорционально сложенная голова обычных размеров, шея мускулистая, холка широкая,
  • спина достаточной ширины, с ровным поясничным отделом, часто мягкая, позволяющая использовать животное под седлом в качестве верховой,
  • корпус раздвоенный, свислый,
  • правильных форм крепкие копыта.

Среди особенностей отечественной тяжеловесной линии можно выделить короткие бедра и больших размеров скакательные суставы, слегка вытянутые лопатки и широкую пясть. В некоторых случаях среди представителей советских тяжеловозов встречаются особи косолапые и саблистые.

Советский тяжеловоз на фотографиях демонстрирует крепко сложенную конституцию практически всех породных представителей. Лишь у единиц можно наблюдать рыхлость телосложения.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием.
Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,8–1 т;
  • голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина — укороченная, сильная;
  • конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост — негустой, длинный;
  • грива — короткая;
  • масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.
Предлагаем ознакомиться:  Индюки породы Хайбрид конвертер описание и характеристика

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Недостаток — тяжёлое дыхание.

Характер

Порода лошадей советский тяжеловоз

По темпераменту советские «тяжи» достаточно спокойны и энергичны. По словам сотрудников Починковского конезавода, абсолютно добронравными этих коней не назовёшь. При выведении породы основной упор делался не на доброту, а на массивность, силу и выносливость.

Тем не менее, советские «тяжи» вполне послушны, уравновешенны и характер показывают нечасто.

Советские тяжеловозы считаются самыми крупными среди тяжеловозных лошадей. Это мощные, крепкие, выносливые животные, способные перемещать большое количество груза. Рассмотрим особенности их экстерьера и черты характера.

Внешний облик лошадей данной породы отличается следующими характерными чертами:

  • масть преимущественно рыжая или рыже-чалая (но встречаются гнедые и гнедо-чалые лошади);
  • рост в холке достигает 170 см;
  • вес лошади — до 1т;
  • шея коротковатая, мускулистая;
  • голова средних размеров, отличается очень широкими ноздрями и сравнительно небольшими прямыми стоячими ушами;
  • спина ровная, поясница широкая, круп раздвоенный и свислый;
  • ноги среднего размера, мускулистые, щётки умеренно обросшие.

Нрав и повадки

Характер у этих животных спокойный, покладистый, энергичный. Агрессии они, как правило, не проявляют (разве что в ответ на грубость или в стрессовой ситуации). Правильная линия поведения с ними — спокойный и уверенный тон при подаче команд. Повышать голос (а тем более кричать) нежелательно.

Использование

Советских тяжеловозов используют, прежде всего, для перемещения грузов. В ходе стандартных испытаний жеребец шагом тянет груз массой 4,5 т на расстояние 2 км. Кроме того, они могут ходить под седлом. Нередко их используют для улучшения других пород или же для получения более продуктивного потомства от непородистых лошадей.

Кобылицы отличаются высокой молочной продуктивностью: они в среднем дают по 3300 л молока в год, а рекордсменки способны выдать и более 6 000 л. В некоторых регионах представителей данной породы разводят для получения мяса.

Представители данной породы обладают многочисленными достоинствами. Перечисляем:

  • высокая грузоподъёмность и выносливость;
  • спокойный характер;
  • нетребовательность к кормам;
  • сохранение работоспособности в течение длительного времени;
  • быстрое развитие жеребят;
  • длительность репродуктивного возраста;
  • высокая молочная продуктивность.

Ярко выраженных недостатков у данной породы нет. Однако у некоторых особей может быть неправильная постановка ног, что практически не влияет на их рабочие качества.

От своих предков-бельгийцев — брабансонов — советские тяжеловозы получили в наследство добрый нрав и спокойствие. Они мирно подчиняются при работе, не проявляют агрессии без явно видимых на то причин.

Першерон

Першероны — уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами. Главная цель такого скрещивания — получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы.
Основные экстерьерные характеристики Першеронов:

  • высота в холке — 1,75 м;
  • масса — 0,8–0,9 т;
  • голова — широкая с прямым профилем;
  • шея — длинная;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает 2 м;
  • спина — удлинённая;
  • конечности — сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
  • грива — пышная, красивая;
  • масть — серая, изредка вороная;
  • характер — энергичный, добродушный, послушный, некапризный.

Достоинства:

  • отличная адаптация к любым условиям проживания;
  • крепкая иммунная система;
  • способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
  • способность выпасаться на пастбище круглый год.

Недостатки отсутствуют.

Разновидности породы

Племенное поголовье элит-класса сегодня сосредоточено на трёх конных заводах:

  • Починковский (Нижегородская область);
  • Ичалковский (Республика Мордовия);
  • Перевозовский (Нижегородская область).

Советский тяжеловоз разводится на этих предприятиях в чистоте по разным линиям. Поэтому внутри породы на сегодняшний день сформировалось два типа. В Нижегородской области поддерживается традиционный массивный тип, происходящий от чистопородных брабансонов.

В Мордовии при скрещивании использовались не только брабанты, но и английская суффолькская лошадка. Советские тяжеловозы Ичалковского завода более компактны и сухопары.

Английский тяжеловоз (Шайр)

Шайры — прямые потомки коней рыцарей. Сформировались в XVIII столетии как итог спаривания местных пород с фламандцами и голландцами. Это самые крупные кони в мире. Изначально их применяли на поле военных действий.

Особенности Шайров:

  • высота в холке — до 1,9 м;
  • масса — до 1,3 т;
  • голова — массивная, тяжёлая с большой, широкой лобной долей;
  • шея — короткая, ровная;
  • спина — короткого формата, отлично развитая;
  • круп — длинный, с хорошо выраженными мускулами;
  • конечности — выносливые, мощные, с пушистыми фризами;
  • хвост — высоко поставленный, пышный;
  • масть — гнедая, краковая, серая, рыжая, с белыми чулками чаще на задних конечностях;
  • характер — послушный, спокойный, уравновешенный, миролюбивый.
Предлагаем ознакомиться:  Описание овец Катумской породы

Достоинства:

  • красивый экстерьер;
  • выносливость;
  • послушный нрав.

Недостатки относятся к экстерьеру:

  • сырость ног;
  • сильная фризистость;
  • недостаточная приземистость;
  • требовательность к кормам.

Кормление

Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

  • овёс – 4 кг;
  • ячмень – 3 кг;
  • отруби – 1 кг;
  • жмых – 1 кг;
  • поваренную соль – 40 — 45 г;
  • премиксы – 100 г.

Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

Бельгийская тяжеловозная лошадь брабансон (или брабант)

Тяжеловозы славятся своей неприхотливостью.

Вот несколько рекомендаций по их содержанию и кормлению:

  1. Содержать коней нужно в денниках размерами 3,5 на 3,5 м из расчёта на 1 особь и высотой потолка 3 м.
  2. Нужно следить за тем, чтобы в денниках не было сквозняков, но обязательно работала хорошая вентиляция.
  3. На полу денника должна быть подстилка слоем 15 см.
  4. На стенах, на уровне 60 см, нужно оборудовать кормушки и поилку из природных материалов.
  5. Зимой в деннике должно поддерживаться 16-часовое освещение.
  6. Подстилка, кормушки и поилки должны очищаться ежедневно.
  7. Большую часть времени кони должны проводить на прогулке, на пастбище. Так они будут поддерживать на должном уровне свою мускулатуру.
  8. После работы обязателен тёплый душ, кроме зимнего периода. Зимой достаточно будет лишь чистить и расчёсывать шерсть, копыта.
  9. Необходимы регулярные осмотры ветеринара — 3–4 раза в год.
  10. Крупное телосложение накладывает отпечаток на особенности кормления. Основу меню должны составлять свежая трава летом и сено зимой. Также в нём обязательно должны присутствовать зерновые культуры, корнеплоды, овощи, витаминно-минеральные добавки.
  11. Вода в поилках должна быть тёплой — температурой не ниже 20 градусов.

Итак, мы рассмотрели лучшие тяжеловозные породы лошадей. У всех из них есть несколько схожих черт: крупное, массивное тело, выносливость, крепкий иммунитет, высокая работоспособность, добрый, покладистый характер, уравновешенная нервная система, неприхотливость в уходе.

Сегодня их уже не так часто применяют для транспортировки грузов, а больше используют в фермерском хозяйстве, туризме, конном спорте, для организации досуга, при селекции других пород, для получения мяса и молока, в иппотерапии.

Для того чтобы животное чувствовало себя хорошо, необходимо создать для этого соответствующие условия.

Советский тяжеловоз — не очень требовательная лошадь, но она особо нуждается в просторной конюшне, территории для выгула и свободного бега, очищенной воде и стабильном кормлении. Для того чтобы правильно заботиться о здоровье и самочувствии животного, хозяину нужно составить грамотный рацион правильного питания для сохранения сил и возможностей коня.

Необходимо также проводить осмотры тяжеловоза после трудового дня, чтобы исключить наличие травм и болезней. Важно! Не стоит исключать из жизни коня ветеринара — врач должен проводить плановые вакцинации, а также необходимые осмотры животного как минимум дважды в год.

Нужно также следить за гигиеной лошадки. Не забывайте очищать ноздри коня после работы или другой активности, а также омывайте копыта лошади из шланга, чтобы она не страдала от усталости. Внимания требуют и волосы коня: грива и хвост моются дважды в неделю с использованием кондиционера. После того как волосы высохнут, их нужно расчесать щеткой из натуральных материалов.

Особенности питания

Лошади нуждаются в регулярном питании, которое состоит из сухой и свежей травы, а также злаковых культур. Ежедневно нужно давать коню растительность, зерновые культуры, не забывать о воде. Для нормального роста маленького жеребенка нужно подкармливать витаминными комплексами.

Размножение породы

Показатели плодовитости этой породы составляют 75 %. Для племенного разведения кобылы годятся до достижения ими 16-17 лет, хотя бывало и такое, что лошади этой породы приносили приплод в возрасте 20 лет.

Советские тяжеловозы — довольно скороспелые лошадки, в период кормления жеребята набирают 2 кг ежедневно, и к 6 месяцам их вес уже достигает полтонны. Для работы молодых особей привлекают уже с 2,5 лет, а для разведения используют с трех лет.

Характерной особенностью данной породы являются высокие показатели молочности. Знаете ли вы? Рекордом по лошадиной молочности стал показатель в 6137 литров. Средний показатель выхода молока составляет 3000 л за период лактации.

Породу советского тяжеловоза можно без сомнений считать общенациональным достоянием России. Активное развитие сельского хозяйства способно помочь сохранить разведение этих животных, а также производительность конных заводов.

Арденская лошадь

Порода древняя, признана в XVII веке. Выведена во французской провинции Булонь. Существует 2 типа: большой тяжёлый и малый.
Булонским тяжеловесам присущи следующие особенности:

  • высота в холке — 1,50–1,65 м;
  • масса — 0,7–0,9 т;
  • голова — изящная, с правильным профилем и высоким лбом;
  • шея — с хорошо выраженными мускулами;
  • грудной отдел — глубокий, с округлыми рёбрами;
  • спина — широкая, ровная;
  • конечности — крепкие, короткие, мускулистые;
  • хвост — высоко поставлен, густой;
  • грива — волнистая, короткая;
  • масть — серая (основная), редко гнедая, рыжая;
  • нрав — добрый.
Предлагаем ознакомиться:  Молочные козы зааненской породы

Достоинства:

  • повышенная работоспособность;
  • неприхотливость;
  • хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
  • способность развивать большую скорость движения;
  • выносливость.

К недостаткам можно отнести то, что порода практически исчезла.

Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её — Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях.
Характерные признаки:

  • высота в холке — 1,67–1,84 м;
  • масса — 0,82–0,91 т;
  • голова — мощная, с широкими лобной долей и мордой;
  • шея — удлинённая, с хорошим изгибом;
  • грудной отдел — глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
  • спина — укороченная;
  • конечности — прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
  • хвост — прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
  • грива — прямоспадающая, пышная;
  • масть — гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
  • характер — добродушный, уравновешенный.

Достоинства:

  • выносливость;
  • высокая грузоподъёмность;
  • хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
  • элегантный экстерьер.

Недостатки:

  • сырость ног;
  • необходимость в высококачественном уходе и кормлении.

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины.
Особенности экстерьера:

  • высота в холке — 1,6–1,62 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея — отличается средней длиной;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной;
  • спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности — сильные, с крепкими суставами;
  • грива — пышная;
  • масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер — покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Недостатки у породы не выявлены.

Разведение

Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.

Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.

Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.

Продуктивность

Лошади советский тяжеловоз – не только живое тягло. У этой породы высокие показатели мясной и молочной продуктивности. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получила от одной из кобыл рекордное количество молока за лактацию – 6173 л. Средний же показатель составляет свыше 3 тысяч литров от каждой кобылы.

Советский тяжеловоз изредка может показать свой нрав

Скороспелость и большая масса лошадей этой породы делают их перспективными для мясного разведения. Кроме того, советские тяжеловозы участвуют в улучшении местного поголовья во многих регионах. Помеси первого поколения, как правило, обладают отличными рабочими качествами.

Рекорды

Конкурсные испытания тяжеловозов стали проводиться с 1957 года. Испытывают лошадей с 4-летнего возраста. По правилам каждый конь должен преодолеть рысью 2 км с грузом 1,5 тонны, затем ту же дистанцию на шагу с грузом 4,5 тонны, после чего потянуть груз в 9 тонн как можно дальше.

Рекордсменами таких соревнований часто становились советские «тяжи»:

  • 1957 год – жеребец Форс. Сцепку из повозок с общей массой груза 23 тонны он тянул целых 35 метров.
  • 1971 год – жеребец Зубр. 2 км на шагу он преодолел за 11 минут 51 секунду.
  • 1968 год – кобыла Русалка. Утащила 9 тонн на 2131,17 м.

Список можно продолжать долго. Все призёры и победители получили широкое использование в племенной работе, благодаря чему качество породы сохранялось и совершенствовалось.

Современное положение

Прогресс породы был остановлен кризисом. Маточное поголовье советских тяжеловозных лошадей резко сократилось, ухудшились условия содержания, ветеринарного обслуживания и кормления. К началу 2000-х годов конные заводы были близки к катастрофе. В Починке из 150 маток оставалось всего 70, на Ичалковском заводе из 50 удалось сохранить 30.

Сегодня рыночная конъюнктура более благоприятна. На советских тяжеловозов постепенно повышается спрос. Лучшие кони регулярно участвуют в международных выставках: например, в ежегодной ярмарке-конференции «Эквирос».

У того же Починковского завода получается полностью реализовать молодняк. В продажу пускают жеребцов, а кобылок оставляют, постепенно наращивая маточное поголовье. Есть все шансы исправить положение.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector