17.03.2019     0
 

Древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень


Орудия труда

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты — рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Культурные растения

Основными земледельческими культурами были пшеница (польск. Pszenica), рожь (жито), ячмень (польск. Jęczmień), овес (польск. Owies), из которых славяне пекли хлеб (польск. Chleb, в т.ч. и ритуальный каравай) и блины, а также делали каши (польск. Kasza). Также выращивали капусту (польск. Kapusta), горох (польск.

Основные виды сельскохозяйственной продукции

Распределение урожая

Хотя выпуск сельскохозяйственной продукции Китая является самым большим в мире, только около 15 % от общей площади суши является пригодной для культивирования. Пахотные земли Китая, которые составляют всего 10 % от общей площади пахотных земель в мире, поддерживают более 20 % мирового населения. Из этих приблизительно 1,4 миллиона квадратных километров пахотных земель только около 1,2 % (116 580 квадратных километров) постоянно имеют посевы и 525 800 квадратных километров орошаются. Земля делится на приблизительно 200 миллионов домашних хозяйств, при этом средний размер земли составляет всего 0,65 гектара (1,6 акров).

Ограниченное пространство для сельского хозяйства в Китае было проблемой на протяжении всей его истории, приводя к хронической нехватке продовольствия и голоду. В то время как эффективность производства сельскохозяйственных угодий со временем возрастала, усилия по расширению на запад и на север имели ограниченный успех, поскольку эти земли в большинстве случаев были холоднее и засушливее, чем традиционные сельскохозяйственные угодья на востоке. С 1950-х годов на фермерское пространство также оказали давление растущие потребности в промышленности и городах.

Распределение урожая

Примечания

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Картина русского художника-передвижника 

Иванова С.В. «Жилье восточных славян», 1909 г.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали ее до истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановиться естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной.

     В лесах же, где применялась

подсечная (подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.

      Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень. Выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, коров, коз и птицу. А найденные при раскопках кости, подтверждают, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употребляли в пищу (их использовали, в основном, для верховой езды и как тягловую силу).

     В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, медведя, лисицу, зайца. На охоту брали лук со стрелами и копье.

      В реках ловили щуку, леща, сома и др. рыбу. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетенными приспособлениями. Развитию рыболовства, конечно, способствовало, то обстоятельство, что славянские поселения располагались по берегам рек.

     Подсобную роль в хозяйстве восточных славян играло бортничество – сбор меда диких пчел. Это был не просто сбор меда, но и уход за дуплами – «бортями», и даже их создание.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения, группировались в своего рода «гнезда», из 3 – 4 поселков. В каждом поселке проживало несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были не большие, типа полуземлянок: пол на метр – полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.

Предлагаем ознакомиться:  Как вырастить люпин многолетний из семян рассадой на даче

         По материалам сайта istorik-ermolenko.ru

К концу правления Вещего Олега в состав Древнерусского государства вошли почти все племена восточных славян и ряд других этносов. При этом каждое из них продолжало хранить традиции предков, верования и обычаи.

Князю Олегу подчинялись поляне, новгородские словене, кривичи, древляне, радимичи, северяне и, отчасти, тиверцы. Помимо славян в пределах государства Русь проживали финно-угорские этносы — чудь, меря, весь и мурома, выходцы из Скандинавии, предки осетин — аланы, предки поляков — лендзяне и другие. Русь как государственное объединение заявила о себе на международной арене в договорах с Византией начала X века, но в культурном отношении она не была единой, о чем говорят археологические изыскания и описания обрядов ее обитателей.

Древнее поселение славян. Русь IX-XII век.

Селища и городища. Основная масса населения древней Руси проживала в незащищенных селищах, расположенных в низких, скрытых от людского глаза местах. В IX веке основными поселениями стали городища. Они занимали удобные в оборонительном и одновременно хозяйственном отношениях места по берегам рек и озер или у слияния двух рек.

Городища застраивались землянками, а иногда наземными протяженными домами, где обитало несколько семей одного рода. Строения располагались по периметру городища, а в центре его размещались общинные постройки разного назначения и небольшой водоем. Значительная площадь служила загоном для общинного стада.

Земледелие славян. Главным занятием населения Руси являлось земледелие. Славяне культивировали рожь, пшеницу, ячмень, просо, лен, коноплю. Выращивали такие огородные культуры как репа, капуста, свекла, морковь, редька и другие. Природно-климатические условия диктовали особенности ведения пашенного хозяйства.

На южных плодородных землях господствовал «перелог»: поля засевали в течение нескольких лет до полного истощения, а затем бросали и «перекладываясь» на новые участки. Южные славяне использовали соху, деревянный плуг с железным лемехом и рало с металлическим наконечником. В северных, лесных землях бытовало подсечно-огневое земледелие.

Первоначально рубили лес, чтобы освободить место под пашню. Когда деревья засыхали, их сжигали, а полученную золу использовали как удобрение. От такого поля кормились два-три года, а затем приходилось осваивать новую территорию. В работе земледельцы применяли топор, мотыгу, двузубую соху, борону-суковатку.

Рыболовство на Руси. В Древней Руси повсеместно промышляли рыболовством. В реках в изобилии водилась щука, сазан, судак, лещ, сом, осетр и другая рыба, которую ловили сетями, неводами, вершами и удочками. При раскопках поселений IX-X веков обычными находками археологов являются кости и чешуя разных рыб, специальные ямы, служившие для хранения заготовленной впрок рыбы, глиняные грузила, костяные иглы для плетения сетей и железные рыболовные крючки.

Охота северных славян. Охота у северных племен имела большое значение. Судя по археологическим находкам, добычей охотников являлись такие животные как лось, северный олень, косуля, медведь, кабан, заяц. Киевский князь и местные правители получали с населения дань мехами, поэтому развивалась охота на пушного зверя: бобра, рысь, лисицу, куницу, выдру.

Лесной промысел. Бортничество было чрезвычайно распространенным лесным промыслом восточных славян. Бортью называлось дерево с дуплом, заселенным лесными пчелами. Каждый, кто находил в лесу борть, мог объявить себя ее собственником, поставив на ней свой отличительный знак — «знамя». Мед и воск являлись важными предметами великокняжеской торговли, и поэтому князья получали ими дань с волостей.

Между прочим…

  1. ↑ The Columbia Encyclopedia: Transcarpathian Region (англ.)
  2. ↑ The Columbia Encyclopedia: Ruthenia (англ.)
  3. ↑ Encyclopedia of Russian History: Carpatho-Rusyns (англ.)
  4. ↑ Encyclopedia of Rusyn history and culture: Carpatho-Rusyns (англ.)
  5. ↑ Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории — Пг., 1917.
  6. ↑ Нидерле, Любор. Славянские древности. Москва, 2000
  7. Данилевский И. Н. Исторические источники XI—XVII вв.
  8. ↑ Диба Юрій. Словенська та Лехітська групи слов’ян у переліках народів ПВЛ
  9. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990
  10. ↑ Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
  11. Буданова В. Великое переселение народов
  12. Шмидт Е. А. О Тушемлинской культуре IV—VII веков в Верхнем Поднепровье и Подвинье
  13. ↑ Повесть временных лет
  14. ↑ Истоки новгородской государственности. Академик В. Янин. Наука и жизнь. № 1, 2005 год
  15. ↑ По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
  16. Щукин М. Б. Рождение славян. — 2001.
  17. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503 — 504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2.
  18. ↑ там же
  19. Седов В. В. Культура псковских длинных курганов // Славяне в раннем средневековье. — М.: Научно-производительное благотворительное общество «Фонд археологии», 1995. — С. 211 — 217. — 416 с. — ISBN 5-87059-021-3.
  20. Повесть временных лет Архивировано 16 марта 2015 года.
  21. ↑ Горский А. А. Политические центры восточных славян и Киевской Руси: проблемы эволюции // Отечественная история. 1993. № 6. С. 157—162. Архивная копия от 30 сентября 2008 на Wayback Machine
  22. ↑ Славяне на Дону (Сайт Воронежского государственного университета
  23. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. — М.: Фонд археологии, 1995. — 416 с. — ISBN 5-87059-021-3. , часть 1.
  24. ↑ В. Прокопенско. Военное дело славян. Архивная копия от 31 января 2009 на Wayback Machine
  25. ↑ стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України: в 10 т. — Київ: Наукова думка, 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X.
  26. ↑ Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
  27. ↑ «Анти», Новий довідник історії України (Історичний словник). UkrHistory.com.ua.
  28. ↑ См. статьи Этногенез славян, Германарих (о войнах готов с венедами), Витимир (о войнах готов с антами).
  29. ↑ Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
  30. ↑ Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т 1, гл.1.
  31. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. — М.: Фонд археологии, 1995. — 416 с. — ISBN 5-87059-021-3.
  32. ↑ В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“… И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“.»
  33. ал-Куфи Книга завоеваний «Марвану и муслимам в стране хазар сопутствовал успех и они достигли даже земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на славян (сакалиба) и на другие соседние племена безбожников и захватили из них 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян (нахр ас-Сакалиба)». См. А. П. Новосельцев Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,1990., глава 5.1
  34. ↑ Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
  35. ↑ См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  36. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
  37. Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
  38. ↑ Там же
  39. Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
  40. ↑ ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  41. ↑ Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
  42. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  43. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
  44. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
  45. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
  46. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
  47. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
  48. ↑ См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
Предлагаем ознакомиться:  Перец как сажать и выращивать

История

Карта расселения славян в VII—VIII веках. Восточные славяне обозначены тёмно-зеленым цветом

Источники

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков Византией) и удалённость от культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские, арабские и персидские письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века, сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник.

Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ (т. н. «Начальный свод»), частично сохранился в составе Новгородской I летописи.

Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной.

Этногенез

Основные статьи — Генофонд славян, Этногенез славян, Этногенез славян по данным археологии

Причины экспансии славян в Европе обсуждаются исследователями в рамках гипотез. Среди версий наиболее часто озвучиваются демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов, которое опустошило центральную Европу в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев, сарматов, гуннов, авар, булгар и самих славян

Предположительно перед началом Великого переселения народов славяне входили в состав населения пшеворской культуры. На западе славяне граничили с германским и кельтским племенным миром, на востоке с миром балтийских и финно-угорских племён, на юге и юго-востоке с сарматами. Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились.

В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье, ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура, об этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили.

Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII—VIII вв., в Восточной Европе появилось много городищ, тогда ещё не заселенных славянами. Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племен меря и весь, Ростов и Белоозеро, служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения.

Миграция

Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным (см. Древние славяне). В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов. Между I и IX веками степи Северного Причерноморья («Дикое поле») в западном направлении пересекали сарматы, готы, кочевые гунны, аланы, авары, булгары и мадьяры.

Предлагаем ознакомиться:  Почему листья винограда становятся светло-зеленого цвета

В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позже перешли под влияние варягов.

В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины.

Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток, где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород. Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала народа меря возле Ростова.

К XII веку территория Древнерусского государства из конгломерата славянских и неславянских племен, в разное время подчиненных династией Рюриковичей, превратилась в пространство этнически относительно однородное. Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были преимущественно направлены на северо-восток, где редкое финно-угорское население не могло оказать этому процессу существенного сопротивления.

К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье, славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород, Хлынов, Чердынь и Соликамск обосновались на Волге, Вятке и в бассейне Камы.

Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия, она разделилась и в этническом отношении на русский, украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье, бассейн Дона, освоили Средний и Южный Урал и Сибирь, подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в.

В XX веке массовая эмиграция из постреволюционной России в 1917—1928 годах, из СССР и постсоветской России привела к образованию значительных общин восточнославянского населения в Западной Европе и Америке, а также концентрации их (в основном русских) в некоторых других странах.

По данным археологии, к раннеславянским относят пражскую, корчакскую, пеньковскую, колочинскую и киевскую культуры, самая ранняя из которых, киевская, со II—III веков н. э. являлась северным соседом более развитой и полиэтничной черняховской культуры, ассоциируемой с государством Германариха. Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий».

Материальная культура славян раннего Средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из брёвен с печами-каменками, объединённых в селища, то есть поселения не были укреплёнными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоёмах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепной работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.

Такое описание раннеславянской культуры в соответствии с данными археологии хорошо совпадает с письменными источниками того времени, суммированными Гиббоном (XVIII в.) и другими авторами: «…хижины строились или, вернее, скрывались в глубине лесов, на берегах рек и болот, и мы сделаем им честь, если сравним их с постройками бобров;

подобно этим последним, они имели по два выхода — один на сушу, а другой в воду, для того, чтобы облегчить бегство их диких обитателей… Своим грубым довольством славяне были обязаны не столько своему трудолюбию, сколько плодородию почвы, а поля, которые они засевали пшеницей и птичьим просом, доставляли им, вместо хлеба, грубую и менее питательную пищу» (то есть кашу).

Редкое и скрытное расселение, защищавшее их лучше всяких городских стен, славяне в эту эпоху сочетали с партизанской тактикой и стратегией боевых действий. «Они сражались пешими и почти нагими и не носили никаких оборонительных доспехов, кроме тяжелого щита; оружием для нападения служили для них лук, колчан с маленькими отравленными стрелами и длинная веревка, которую они ловко закидывали издали и затягивали на неприятеле в петлю.

В сражениях пехота славян была страшна быстротою своих движений, своей ловкостью и смелостью: они плавали, ныряли и могли долго оставаться под водой при помощи выдолбленных тростниковых трубочек, сквозь которые вдыхали в себя воздух, так что нередко устраивали засады в реках и озёрах». Возможно, именно такая стратегия войны и рассредоточения своего населения среди лесов и водоёмов оказалась наиболее успешной в эпоху Великого переселения народов и создала для славян преимущества, обеспечившие их широкую экспансию в Центральной и Восточной Европе.

К V в. на месте киевской культуры и в других регионах к северу, востоку, западу и югу от неё возникает целый ряд родственных культур, таких как корчакская, колочинская и др. Славяне, оказавшиеся в результате миграций IV—V вв. в бассейнах озёр Чудское и Ильмень, сформировали культуру псковских длинных курганов.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector