05.04.2020     0
 

Что негативно влияет на память{q}


Что такое память человека{q}

На самом деле определений этому слову существует целое множество. Память – это совокупность физико-химических и психофизиологических процессов, основанных на сохранении и воспроизведении различной информации.

С помощью этих явлений человек способен переживать многие воспоминания, накапливать ценный опыт, развиваться и двигаться дальше. Также, немало важную роль она играет и в становлении личности, поведении и воспитании человека.

https://www.youtube.com/watch{q}v=Q7XKdrlh5B0

Данная особенность имеется не только у человека: многие животные обладают хорошим запоминанием той или иной информации. С этой помощью мы смогли одомашнить многих животных и поселить их у себя дома.

Сейчас память можно описать на примере жёстких дисков компьютера: весь диск разделён на большое количество кластеров, каждый из которых отвечает за определённую функцию. Конечно, этот пример не из лучших, но схожесть с данным накопителем присутствует.

Свойства

Человеческая память обладает определёнными свойствами, от которых зависит её качество и объём.

Рассеянность

Если внимание сосредоточено на чём-то одном, фиксация и воспроизведение информации на не интересующую тему будет невозможна.

Примеры. Водитель в дороге торопится, погодные условия плохие, повышена аварийная ситуация, он старается маневрировать так, чтобы и ДТП избежать, и успеть в назначенное место в условленный час. В этот момент ему кто-то звонит.

Полезный совет. В моменты, когда требуется максимальная концентрация внимания, нельзя отвлекаться на другие события и эмоции и тем более ставить перед собой цель запомнить информацию, не актуальную на то время.

На кончике языка

Данное свойство чаще всего проявляется у пожилых людей, хотя практически все были заложниками такой ситуации. Когда один из синаптических мостов долго не использовался, нейронные связи ослабевают. Он не исчезает, но словно хранится под слоем снега.

На практике это выглядит так: мы точно знаем фамилию и имя данного писателя, но вспомнить никак не можем. Нередко возникает и обратная ситуация: где-то уже слышали это слово, но где именно никак не вспоминается.

Полезный совет. Маршрутизатором для нахождения синаптических мостов «под снегом» станут ассоциации — осваивайте мнемотехнику.

Эффект спящего

Что негативно влияет на память{q}

Человеку свойственно часто ошибаться по поводу источника имеющейся у него информации. Мы думаем, что знаем этот термин, потому что выучили его во времена студенчества из учебника, в достоверности которого никто не сомневается.

Полезный совет. Перепроверяйте информацию, которая относится к долговременной памяти.

Ложные воспоминания

Если все люди, очевидцы одного и того же события, скажут, что произошло нечто, чего на самом деле не было, человек в 90% случаев повторит за ними то же самое. При этом будет уверен, что это действительно имело место быть, просто он запамятовал детали.

Полезный совет. Научитесь доверять себе и не идти на поводу у толпы лишь потому, что так говорят все.

Стереотипное сознание

Память подстраивается под стереотипы человеческого сознания. Если в современном обществе популярен культ женской фигуры «90-60-90», мужчины лучше запоминают девушек именно с таким телосложением. Расист будет уверен, что преступление совершил мужчина негроидной расы и даже пойдёт свидетелем, что он сам это видел, хотя на самом деле ничего не было.

Полезный совет. Развивайте самосознание, свободное от рамок, условностей и стереотипов общества.

Кривая забывчивости

Все мечтают обладать феноменальной памятью и помнить до мельчайших подробностей события уже давно минувших дней. Многие расстраиваются, когда не могут вспомнить, как звали соседку по парте в 1 классе.

Полезный совет. Не стоит расстраиваться, если какие-то моменты из прошлого забылись навсегда: значит, мозг посчитал их бесполезными.

Реконсолидация

Под действием эмоционального и стрессового фактора процесс фиксации информации происходит гораздо быстрее и качественнее. Поэтому человек так часто воспроизводит неприятные моменты — ссоры, разговор с начальником, унижения.

Полезный совет. Чтобы не травмировать лишний раз память и не засорять её ненужной и неприятной информацией, старайтесь любыми способами укреплять нервную систему и избегать психотравмирующих ситуаций.

Инфантильная амнезия

Морские свинки помнят всё, чему их обучали с самого рождения. Человеческая память не имеет такого свойства. Мы воспроизводим лишь ту информацию, которая была получена после 3 лет. Психологи до сих пор не могут найти объяснения данному феномену.

Что негативно влияет на память{q}

Полезный совет. С этим можно только смириться. Или стать морской свинкой.

Предлагаем ознакомиться:  Колоновидные плодовые деревья выращиваем сливу

Вспышки

Иногда человек помнит какое-то событие максимально ярко: свадьбу, похороны, путешествие. Проходит 5 лет, 10, 20, а воспоминания остаются всё такими же чёткими и детальными. К сожалению, это ложная картинка.

Полезный совет. Старайтесь уходить от таких вспышек. Чем реже будете извлекать подобную информацию из хранилища — тем точнее её сохраните.

Навязчивость

Порой трудно бывает освободиться от навязчивых воспоминаний, преследующих по пятам: то и дело всплывают в памяти то развод, то увольнение, то какие-то обидные слова. Они способны довести до депрессии и даже суицида. Это свидетельство перенесённой психологической травмы.

Полезный совет. В таких случаях нужно обязательно обращаться к психологу. Самому освободиться от навязчивых воспоминаний крайне трудно.

Все эти свойства человеческой памяти активно используют в своей работе психологи и психотерапевты, чтобы помочь личности преодолеть внутренние кризисы и навсегда избавиться от травмирующих моментов. В обычной жизни, зная о них, можно сделать это самостоятельно, учитывая те советы, которые были даны к каждой из особенностей.

Особенности человеческой памяти

Бывают случаи, когда два человека прослушали одну и ту же информацию, но на следующий день кто-то из них забыл, а у кого-то она отложилась. Здесь можно об особенностях человеческого мозга. Как мы знаем, каждый человек индивидуален, соответственно и всё что у него творится в голове тоже индивидуально.

Особенности памяти зависят от большого количества факторов: генетической предрасположенности, образа жизни, талантов, степени и метода воспитанности, уровня обучения и развития в целом.

Шерлок Холмс думает

Все люди запоминают по-разному: кому-то проще запомнить картину или мелодию, чем выучить какую-нибудь формулу по математике. Данному феномену есть объяснение. Дело в том, что мышление людей устроено по-разному, но существует некая классификация, которая разделяет их на три типа:

  1. Наглядно-образный. Это те люди, которые с лёгкостью запоминают музыку, цвета, картины. Этот вид памяти хорошо развит у творческих людей.
  2. Словесно-логический. Данный тип памяти рассчитан на запоминании логических понятиях. Те, кому легко даются естественные науки, кто понимает взаимосвязи между законами, понятиями и т.д., они и относятся к данной группе.
  3. Промежуточный или гармонический. Это люди, заключающие в себе оба типа, находящиеся где-то между ними. Этот тип памяти является уникальным, так как они имеют возможность запоминать любую информацию с лёгкостью, невзирая на то, какая она есть.

Необходимость развития

Что негативно влияет на память{q}

Устройство памяти человека предполагает взаимосвязь с интеллектом. Развивая её, мы развиваем и интеллект.

Человек, который много времени уделяет запоминанию и осмыслению, становится более внимательным и организованным, у него развиваются все виды мышления, воображение и творческие способности. Кроме того, такая тренировка мозга предупреждает возрастные болезни, связанные с нарушением памяти.

В зависимости от целей тренировки запоминания выделяют три направления использования:

  1. Бытовое направление – нужно для устранения забывчивости на бытовом уровне (например, периодическое забывание телефона дома).
  2. Естественное – когда тренировка памяти сочетается со здоровым образом жизни, а результаты могут использоваться в любой сфере деятельности человека.
  3. Искусственное – это применение мнемотехник, освоение которых позволяет запоминать колоссальные объёмы различной информации.

Неважно, какой способ выберете вы, но, если хотя бы один из них будет изучен, то это уже будет шагом к самосовершенствованию и возможности пойти дальше. Эти бесценные навыки, несомненно, пригодятся в любой сфере жизни, делая вас успешными и счастливыми.

Классификация памяти. Виды памяти.

Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:

  • Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
  • Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
  • Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
  • Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
  • Зрительная. Считывание окружающих объектов.
  • Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.

Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит{q} Сейчас разберёмся.

Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт

Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:

  1. Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь{q} Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
  2. Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.
Предлагаем ознакомиться:  Болезнь ушей у кроликов чем лечить

Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:

  • непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
  • произвольная – человек имеет цель для запоминания.

Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма.

И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти.

Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.

Одна из главных проблем нейрофизиологии — невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу.

Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Основные процессы памяти

  • Запоминание – процесс регистрации и сохранение определённого вида информации. С самого начала вся информация воспринимается чувствительным органом, с последующей передачей её в головной мозг.
  • Сохранение – процесс переработки информации с её обобщением и систематизацией для лучшего усвоения. Освоенная информация запоминается лучше.
  • Воспроизведение. Это раннее усвоенная информация используется для совершения разных видов деятельности.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизвести раннее сохранённую информацию. Причины могут быть разными: от обычного забывания до разного рода заболеваний. Забывание обычно происходит из-за неполного изучения или повторения, невнимательности, незаинтересованности. Также роль могут сыграть некоторые психологические проблемы у человека.

Структуры мозга, отвечающие за память

На работу памяти влияют некоторые участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий.

Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов.Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается.

На содержание ацетилхолина влияет количество энергии, благодаря которой он появляется. Эта энергия получается благодаря процессу окисления жиров и глюкозы. Нехватка нейромедиаторов может быть результатом, например, стрессов или депрессии.

Предлагаем ознакомиться:  Польза и вред вешенок для организма человека

Как работают законы памяти.

Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.

Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным.

Память и внимание

Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.

Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».

Советы

Чтобы обладать исключительными способностями, важны регулярные занятия по их совершенствованию.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут овладеть феноменальной памятью:

  1. Уделяйте минимум 15 минут в день на тренировку мозга и памяти;
  2. Играйте в шахматы;
  3. Читайте осознанно, пересказывайте прочитанное вслух;
  4. Решайте головоломки, задачки, кроссворды, ребусы;
  5. Учите наизусть стихи или прозу;
  6. Занимайтесь математикой, не стоит углубляться в интегралы и логарифмы, сильным эффектом обладает даже решение арифметических примеров;
  7. Старайтесь постоянно тренировать память в жизни, запоминая номера телефонов, адреса, имена, списки покупок, номера машин, случайные факты о людях;
  8. Не пренебрегайте здоровьем и правильно питайтесь;
  9. Занимайтесь спортом, ученые выяснили, что это благоприятно влияет на интеллектуальные способности;
  10. Высыпайтесь и не переутомляйтесь, дайте себе отдохнуть, если устали;
  11. Не забывайте гулять и дышать свежим воздухом.

Придерживаясь этих советов, вы сможете улучшить не только свою память, но натренировать мозг, сделать себя более начитанным и интересным человеком.

Как лучше запоминать

В первую очередь следует уделить внимание такой методике, как повторение текста перед сном и после него. Как известно, во сне мозг обрабатывает всю накопившуюся за день информацию и сохраняет самое необходимое.

Методика Цицерона

Она является одной из самых интуитивно понятных и простых. В то же время это никак не отражается на ее продуктивности. Методика Цицерона прекрасно показала себя в таки случаях как:

  1. Запоминание телефонных номеров.
  2. Запоминание текстов.
  3. Усвоение любой, хоть как-то взаимосвязанной информации.

Ходят слухи, что этот метод изобрел не Цицерон. До него им пользовался древнегреческий поэт, и сама методика корнями уходит в древнюю Грецию.

Так в чем же заключается весь метод{q} Его второе название – система римской комнаты более полно отражает сущность. Ведь запоминание строится именно на основе комнаты, очень знакомой Вам.

Суть методики в том, что необходимо мысленно представлять знакомую комнату и размещать в ней воспоминания. Обычно эта методика используется для запоминания текстов, но для наглядности примера возьмем слова.

Древнеримский мыслитель Цицерон

К примеру, необходимо запомнить такие слова, как: пластилин и письмо. Чтобы запомнить их нужно соотнести два этих воспоминания с вещами. Например, пластилин размазать по зеркалу так, чтобы оно не давало отражения. Письмо можно разместить перед дверью. Вместо коврика.

У метода есть и определенные правила:

  • Размещать предметы необходимо в строгом порядке. То есть почасовой стрелке, сверху вниз. От одной стены к другой и т.д.
  • Необходимо использовать предметы, имеющие хотя бы минимальную связь. Или строить их в таком порядке, чтобы от одного шла нить к другому.
  • Первые разы можно записывать места, в которых расположены воспоминания.

Нужно понимать, что методика сработает только в том случае, если комната хорошо знакома. Именно поэтому опорной комнатой нужно делать либо свою спальню, либо свой кабинет.

Тест памяти (спойлер)

Во время лекции, где-то через 15-20 минут после начала слушателям было предложено пройти тест на память, состоявший из двух заданий. Первое из которых предполагало изображения слова «сногсшибательные новости» в виде рисунка, без использования слов и символов.

Результаты группы

https://www.youtube.com/watch{q}v=jgTH2Sb5pys

Примечательно то, что со слов лектора, картина довольно типичная. Хороший результат для первого слова, характерная просадка в середине и в существительных редко используемых и не обозначающих предмет, и чуть лучше результат запоминания последних слов.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector