Как сделать дугу из дерева
Оглавление
- 1 Обработка
- 2 Деревянные дуги для теплицы из бруса
- 3 Упряжь лошадью красна: все о конской сбруе
- 4 Парниковые дуги из труб ПВХ
- 5 Как сделать седло для лошади своими руками?
- 6 Парниковые дуги из труб ПВХ
- 7 Как сделать телегу для лошади своими руками
- 8 Подготовка к изготовлению
- 9 Выбор проекта
- 10 Разметка и чертежи
- 11 Распил элементов
- 12 Сборка
- 13 Уход за деревянной аркой
- 14 Арки-порталы из дерева
- 15 Деревянные классические арки
- 16 Технология изготовления арки для дверных проемов
Обработка
Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно.
Назначение дуги
Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще.
Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.
В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади.
А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!
Красивое крашение дуги
Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью.
Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.
Древесина вяза
Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.
Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.
После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.
И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.
Крепление для сгибания
После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.
В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда.
Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца.
Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга».
Роспись и резьба
Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.
В первую очередь следует обратиться к выбору подходящих материалов. Для того чтобы сделать арку, необязательно использовать именно дерево, современные производители строительных материалов предлагают широкий ассортимент более совершенных заменителей натуральной древесины, облегчающих изготовление изделий из них. Одним из таких материалов является ДВП-плита или МДФ.
Процесс изготовления также ничем не отличается, сделать своими руками арку в дверном проеме из ДВП ни чуть ни сложнее, чем из натуральной древесины. Главное требование для таких арок – правильно подготовить форму.
Изготовление арки из ДВП-плиты значительно упростит задачу
Финальное оформление дверных проемов и арок заключается в маскировке стыков и креплений. Дерево обязательно нужно обработать антисептиком еще до установки в проем. ДВП, скорее всего, уже будет пропитано защитными веществами.
Оптимальный вариант – пропитка морилкой и вскрытие лаком. Если вы боитесь, что в процессе монтажа покрытие может повредиться, проводите работы уже после установки арки. По правилам же подготавливать детали нужно заранее.
Альтернативным вариантом для древесины и МДФ может стать покраска, этот вариант более актуален для современных интерьеров. Также можно покрыть детали шпоном, ламинатом или ПВХ. Делать это нужно сразу же после распила на очищенную и обезжиренную поверхность.
Если установка и оформление будут выполнены правильно, ваш дверной проем будет выглядеть великолепно и подарит помещению ощущение простора, роскоши и уюта.
Арка всегда считалась одним из самых красивых элементов декора помещения или приусадебного участка. Она вносит в дизайнерскую композицию некую сказочность и элегантность, добавляет помещению объем за счет сглаживания углов.
Арочный проем может служить отличной альтернативой дверному, однако, в некоторых случаях его добавляют арочной дверью. В последнее время особо популярными стали деревянные арки, фото которых можно найти в нашей статье.
Основные моменты
Изготовление деревянной арки в домашних условиях – дело довольно сложное и требует наличия специального инструмента и навыков. Ниже мы детально рассмотрим, как сделать деревянную арку своими руками.
Первое, что нужно усвоить – это то, из каких частей состоит арка:
- Пилястры. Пилястрами называются коробчатые конструкции, которые в поперечном сечении имеют форму буквы П. Эта часть арки имитирует ее опорные колонны. Каждая пилястра складывается из трех основных элементов: фигурного цоколя, представляющего нижнюю часть конструкции, выступа-пояска, находящегося в середине конструкции и капители, которая является верхней деталью.
- Арка. Эта деталь считается основообразующей и является сводом всей конструкции.
- Архивольты. Это наличники, которые обрамляют конструкцию арки.
Порядок работ следующий:
- Расчет деревянной арки, ее размеров и конфигурации делается на основе ширины коридора. Если она достаточно большая – около 2-х метров, то свод целесообразно делать в виде части круга, если же ширина меньше – то лучше установить элипсообразный свод.
- Создание шаблона. Первым делом при изготовлении деревянных арок необходимо сделать шаблон свода арки. Как мы уже говорили, он может быть в виде части кольца или эллипса в зависимости от ширины коридора. Шаблон изготавливается из листа фанеры толщиной не менее 20 мм. Для начала чертим на поверхности фанерного листа две окружности необходимого диаметра. Внешний диаметр получившегося кольца должен быть равен внутреннему радиусу свода арки. Внутри кольца высверливается отверстие, с которого начинаем выпиливать лобзиком необходимое кольцо.
- Затем разрезаем его пополам и в итоге получаем два полукольца. Торцы полуколец необходимо отшлифовать. Делают это на фрезерном столе с помощью прогоночной фрезы. Из куска той же фанеры выпиливаем ребра жесткости, длина которых равна ширине полуколец, а ширина – габаритам арочного свода. Устанавливаем ребра жесткости между полукольцами, и закрепляем их с помощью саморезов.
- Торец формы укрепляют тонким листовым металлом, фанерой или ДВП. Лучше взять отрезок оцинковки, он довольно легко гнется и придаст конструкции необходимую жесткость. Его также закрепляем саморезами. Стоит отметить, что благодаря такому шаблону можно сделать не одну арку.
- Затем начинаем собирать свод. Для него лучше выбрать шпонированную фанеру толщиной не более 2,5 мм. Она и выглядит привлекательно и обрабатывается не сложно. Берем отрезок шириной чуть больше, чем габариты формы и с помощью струбцин закрепляем его на ней. Поочередно шлифуем оба торца фанеры.
- Далее начинаем вырезать архивольты. Для этого собираем их из небольших отрезков древесины в виде многоугольника. Затем из многоугольника делается полукольцо, которое приклеивается к заготовке свода. То же самое делается и с другим архивольтом. Вся конструкция соединяется струбцинами до высыхания клея, затем еще раз шлифуется.
- Внутренний стык архивольта и свода арки межкомнатной деревянной фрезеруется.
- Следующим шагом идет изготовления пилястров. Они делаются П-образными из нескольких сборных частей, для того, чтобы разделить их декоративными элементами. Склеенную стойку режут пополам, фрезеруют и вырезают пазы. Затем арка собирается полностью и покрывается несколькими слоями лака.
Деревянные дуги для теплицы из бруса
Для деревянных парников дуговое перекрытие можно изготовить на выровненной плоскости земли или же сразу на месте установки. Сборку дуг на плоскости применяют при наличии пиломатериала высокого качества, без сучков и других изъянов.
Сначала делаем заготовку (импровизированный станок) для формирования нужного изгиба реечных дуг. Для этого на землю укладываем брус или доску (основание), длина которой равна ширине теплицы плюс 4 см.
Если планируются дуги со свесами, то увеличиваем припуск на двойную длину свесов. Посередине уложенной доски/бруса перпендикулярно крепится отрезок из доски/бруса, равный выбранной высоте фронтона плюс 10 см. Такой припуск будет компенсировать частичное распрямление дуги при сборке.
Первую рейку из качественной древесины временно прикрепляем гвоздями к концам основания, перегибая ее через фронтонную доску/брус, определяющую дуговую высоту. Далее выполняем сплачивание еще 2 реек с уже установленной реечной перекладиной.
Когда все рейки будут соединены, готовую дугу снимаем с временного крепления. Первую дуговую деталь обязательно нужно примерить к перекрытию теплицы. Это позволит своевременно исправить возможные ошибки в импровизированном станке для изготовления парниковых дуг.
Парниковые дуги на месте установки собираются из 2 сплоченных реек толщиной до 12 мм и рейки-распорки. Выбор качественного пиломатериала (без сучков) гарантирует требуемые характеристики деревянных заготовок.
К обвязке верхнего края теплицы в точках установки дуг поперек парникового сооружения прикрепляем ригели (бруски-стяжки), которые будут препятствовать расхождению боковых стенок парника в стороны при последующей нагрузке (снег) на дуговые рейки.
Изготавливаем шаблон для дуг. Для этого над последним бруском-стяжкой прикрепляем рейку, придавая изгиб необходимой высоты. На установленной рейке отметим точки касания с краями ригелей и верхней обвязкой парника.
Заготовленные строго по шаблону рейки первого ряда устанавливаем в местах ригелей. Второй ряд реек нарезаем с большим запасом по длине и крепим короткими саморезами поверх первого реечного ряда.
Последняя рейка (третья) устанавливается под две уже соединенные рейки и упирается своими концами в крепление дуги с обвязкой теплицы. При этом создается распор изнутри. Такой способ установки гарантирует прочное дуговое перекрытие, способное выдержать большие нагрузки.
Если парник будет покрываться полиэтиленовой пленкой, то концы реек обрезаются заподлицо с боковыми стенками, а дуги изнутри теплицы соединяются коньковым прогоном (продольной рейкой). Крыша из поликарбоната крепится саморезами 20-25 мм со специальными шляпками-шайбами.
При использовании пиломатериала с крупными сучками и другими изъянами дуговое перекрытие делается немного сложнее. Для этого на земле собирается дощатый щит по ширине теплицы. К щиту прибиваются упорные бруски.
Количество упоров зависит от качества и толщины реек, ширины парника. Брусок посередине равен высоте тепличного фронтона плюс 10 см. По краям щита располагаются верхние упоры для фиксирования концов реек.
В подготовленный щит осторожно вставляются и постепенно сгибаются рейки. После сборки дугового элемента все рейки сплачиваются саморезами. Работа с некачественной древесиной требует осторожности и аккуратности.
Упряжь лошадью красна: все о конской сбруе
В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа.
Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки.
Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.
Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному.
Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.
Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте.
После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.
Строение и виды
В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником.
Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее.
Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.
Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель.
Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить.
Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.
Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.
В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.
Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров.
Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки.
Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.
Хомут состоит из:
- пары клещей;
- подушки;
- двух гужей;
- хомутины;
- покрышки;
- супони;
- горты;
- подкладки.
Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры.
Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости.
Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.
Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).
Остальные части
- Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
- Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
- Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
- Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
- Уздечка – используется обычная трензельная.
- Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель).
Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.
В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты.
Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки.
Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель.
На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.
В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров.
Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.
Дышловая пароконная
В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник.
В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади.
Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.
Загрузка …
Фотогалерея
Фото 1. Сбруя на вешалкеФото 2. Запряжка пароконная с дышломФото 3. Пароконный экипаж
В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.
Парниковые дуги из труб ПВХ
- труба ПВХ 13 мм (белая),
- арматура 10 мм,
- металлические крепежи,
- пластиковые хомуты (стяжки),
- монтажный фен,
- шурупы.
Нарезаем арматуру, по 80 см каждая часть. Полученные пруты загоняем в грунт на 40 см с шагом, не превышающим 1 м. На металлические прутья, торчащие из почвы, натягиваем нарезанные трубы ПВХ. Для сгибания трубы в дугу используем строительный фен, настраивая его на температуру 180° и придавая трубе нужную форму. В итоге получается арочная конструкция с параллельными дугами.
Трубы прикрепляем к основанию теплицы металлическими крепежами (скобами) и болтами. Для исключения расшатывания в разные стороны и придания прочности и устойчивости всей конструкции устраиваем ребро жесткости.
Для этого поперек дуг по центру устанавливаем трубу, которая будет играть роль конькового прогона. Импровизированный конек скрепляем с дугами посредством пластиковых хомутов. Если теплица имеет внушительные размеры, то ребра жесткости устанавливаются по бокам арки.
Как сделать седло для лошади своими руками?
Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского.
Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди.
А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.
- ВАЖНО ЗНАТЬ!Не стригите «грибковые» ногти! Грибок ногтей выводится так: обработайте ногти обычным…
В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.
Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.
Вольтижировочное седло
Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок.
Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности — 1-2 часа.
Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.
Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:
- длиной и формой крыла;
- «глубиной посадки» наездника;
- высотой передней луки;
- шириной «канала» между подушками.
Английское конкурное седло
В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.
У полочных тоже есть несколько видов:
- кавалерийское;
- казачье;
- пастушье;
- дамское;
- пробежное.
Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.
Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам — удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.
Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.
Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.
Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.
Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.
Одна из моделей пробежных седел
Современное вьючное седло
Древняя конструкция вьючного седла
Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.
Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.
Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».
Ленчик кавалерийского (строевого) седла
Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:
- войлок толщиной минимум 10 мм — не менее 3 м²;
- сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм — 1 м²;
- выделанная кожа около 3 мм толщиной — 2 м²;
- кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
- пробойник для кожи;
- инструменты для разрезания;
- нитки;
- 1 м² тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
- металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).
Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».
Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.
Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.
Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.
А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик
Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у́же, у строевого может быть шире.
В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.
Можно делать ее в двух вариантах:
- вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
- сделать съемные.
В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.
Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.
Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол.
В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.
Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:
- круговая подпруга;
- по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
- две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.
Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две.
Подпруга круговая
Приструга – ремень, «намертво» прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.
Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами
Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг.
Парниковые дуги из труб ПВХ
Чтобы изготовить дуги из металлического профиля своими руками, надо обладать навыками сварщика и наличием специального оборудования, например, трубогибочным станком Вольнова. Дугообразная форма придается трубам без их наполнения песком и холодным методом прогиба.
Такой станок можно смастерить и самому. Но находчивые предприниматели решили облегчить эту задачу для огородников: теперь готовые дуги из металла можно найти в любом специализированном магазине. Неоспоримое преимущество металлических теплиц — прочность, долговечность и устойчивость к ветровым порывам.
Принцип установки металлической арочной теплицы схож с установкой дуг из труб ПВХ. Сначала по периметру основания парника в почву вбиваются прутья, нарезанные из арматуры. На них надеваются дуги из металлической трубы.
Маленькие арочные теплички можно собрать своими руками и из проволоки. Проще простого согнуть проволочные дуги и укрепить их в грунте. Чтобы металлическая конструкция не изъедалась ржавчиной, на нее натягивают старый шланг или другой подходящий материал.
Вид материала для постройки теплицы зависит от планируемого срока ее эксплуатации. Для временного парника подойдут и ивовые прутья или проволока, а деревянные арочные конструкции сложны в возведении и требуют особой подготовки древесины.
Поэтому самым выигрышным материалом считается металл и пластик. Легкость пластика обязывает установку надежного основания и невысокие параметры. Парники из полимерных труб имеют большую парусность. Металлические дуги обязательно обрабатываются антикоррозийными составами и красятся.
Как сделать телегу для лошади своими руками
В былые времена в любое время года, там, где не было дорог, и почва была слишком влажной и мягкой, где не могла проехать даже телега, применялись вездеходные сани. Простейший вид саней именовался волокушами.
Они представляли собой две жерди, которые одним концом крепились по бокам к лошади, а другим волочились по земле. Между собой концы соединялись перекладиной, а уже на перекладину крепился груз.
Когда форму волокущихся концов улучшили, получились сани.
Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются нарты. Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями. В Северной Америке используются тобогганы.
На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся Русские сани.
В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья.
Сани с кузовом в форме кареты, называли возок. На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна.
Подсанки – это прочные сани средних размеров. Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба.
Розвальни – это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом. Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.
Городские сани – это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах
Чухонские сани – это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.
В настоящее время сани считаются экзотическим видом транспорта и в пределах города их увидеть практически невозможно.
Однако в сельской местности, где чистка заснеженных дорог производится, не так щепетильно, сани можно встретить у каждого второго. Ведь те же розвальни очень удобны для перевозки дров, сена или мешков с зёрнами.
Из чего же делают конные сани? К сожалению, чётких ограничений и ГОСТов при конструировании саней нет. Мастера в основном производят замеры с уже готовых экспонатов или применяют знания, переданные по наследству.
При изготовлении саней важна лёгкость материала, чтобы лошадь во время перевозки не подвергалась сильным нагрузкам. А так как конструкция сама по себе довольно габаритная, то к выбору материала нужно подходить с большой ответственностью.
В старину сани изготавливали из чистого дерева без использования гвоздей, поскольку металл был очень дорогим. Со временем сани начали укрепляться металлическими листами, болтами и сваркой. В настоящее время используются даже пластмассовые трубы. И так, какой же именно материал используется в современном изготовлении саней:
- древесина (дуб, ясень, берёза, вяз, черёмуха, липа);
- сталь (нержавеющая, углеродистая);
- пластмасс.
Сани – это, прежде всего конструкция, которая состоит из деталей, поэтому сперва нужно разобраться в её строении. Для примера возьмём розвальни. Почему именно их? Потому что, розвальни – это нечто среднее между дровнями и выездными санями. При желании, достаточно лишь незначительной модернизации, чтоб получить одно или другое.
Рассмотрим строение деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом.
Рис.1 Сани – розвальни. Общий вид.
Основной частью любых саней являются полозья (1). Как видно на рис.1, длина полозьев в уже загнутом состоянии составляет 2250 мм, а высота загнутой части не превышает 800 мм.
От подреза (2) до крайней точки дуги полозьев расстояние должно быть не более 600 мм, а от места крепления полозьев к переднему бруску (11) до крайней точки дуги – 420 мм.
Длина рамы (7) составляет 2100 мм, а настил (9), который крепится к раме, должен быть в пределах 1500х700 мм. Расстояние между крайними точками отводов (8) не должно превышать 1300 мм.
Рис.2. Сани #8212; розвальни. Рама и крепление
а) конструкция рамы;
б) крепление рамы;
в) кованая скоба для оглобли.
Рама к полозьям крепится с помощью копыл сечением 30х15 мм (5), крепёжных скоб сечением 50х3 мм (4) и стальных планок сечением 50х3 мм (6). Расстояние между полозьями и рамой варьируется от 100 до 300 мм. В раме заранее должны быть сделаны отверстия для копыл.
Чтобы защитить человека от снега, которые летит из-под копыт лошади, устанавливается щиток (10), нижним концом который крепится к полозьям, а верхний к переднему бруску (11) – это место жёсткого крепления загнутых концов полозьев.
Впереди этого бруска прикреплена скалка (13), на которой держатся передние концы боковых отводов. Чтобы детали 10, 11 и 13 в месте соприкосновения хорошо держались, их укрепляют стальными прутками (12) и протягивают через верхнюю конструкцию к раме, где и закрепляют в самих полозьях.
В боковых отводах, как и в настиле, необходимо заранее сделать отверстия для вплетения веревки (15).
Прежде чем приступать к изготовлению саней, необходимо решить для себя какие именно сани это будут. Поскольку структуру саней в целом мы уже рассмотрели, а объектом рассмотрения выступали розвальни, то самое время практическую часть сконцентрировать на выездных санях.
И так, первое что нам необходимо, это размеры. Выездные сани славятся своей устойчивостью за счёт ширины колеи, однако, следует учитывать дороги, по которым эти сани будут разъезжать. Самое практическое решение этого вопроса заключается в замере самого узкого места на предполагаемом маршруте. Но если таковое не имеется, тогда можно воспользоваться общими размерами.
Ширина между полозьями – до 900 мм.
Длина полозьев в загнутом виде – от1700 мм.
Ширина кузова – до 1200 мм.
Высота саней от земли до днища кузова – до 300 мм.
Длина оглоблей зависит от размера лошади – около 1200 мм.
Самая трудоёмкая и основная часть при изготовлении саней, это полозья. Они должны быть достаточно прочные и в то же время лёгкие. Изготавливаются они из древесных длинных брусков, стальных или пластиковых труб, а чтобы при езде контакт со снегом был больше, к трубам привариваются тонкие металлические полоски.
Для изготовления полозьев из металла используют нержавеющую или углеродистую сталь. Выбор стали зависит от самого мастера, и от того, какими ресурсами он располагает, на качество езды выбранный материал не повлияет.
Идеально, если полозья будут выкованы из сплошных стальных листов, однако не у всех желающих есть доступ к кузнечным мастерским. Поэтому, более популярные в использовании стальные трубы, диаметром 25-50 мм.
Трубогиб облегчает процесс сгибания труб. Выгнутые полозья можно соединить между собой дополнительными трубами, согнутыми буквой П. Если приварить их к полозьям на расстоянии 200 мм друг от друга, то конструкция станет намного прочнее и жёстче. А П-образный каркас будет выполнять функцию копылов, на которые приваривается настил.
Если в хозяйстве трубогиба нет, сгибать трубы придётся вручную. Для этого необходимо в трубу засыпать песок, желательно сухой и чистый, нагревом довести металл до температуры, позволяющей без особых усилий произвести деформацию.
Загибание нужно производить медленно и осторожно, чтобы не допустить излома металла. Также, необходимо строго контролировать диаметр изгиба, чтоб полозья максимально были идентичны.
В случае если сани нужны для рабочих целей, то сильно высоко полозья загибать не нужно. Так, например, на рис.3 виден упрощённый вариант каркаса саней.
Рис. 3. Чертёж полозьев.
Для усиления металлического каркаса также используются металлические уголки, профили и швеллеры. Все детали крепятся друг к другу с помощью сварки. Места сварки зачищаются и шлифуются, чтоб не было зазубрин.
Работа с деревом очень трудоёмкая и требует определённых навыков. Новичку придётся потратить немало сил и ресурсов, чтобы получились крепкие и долговечные полозья. Чтобы избежать лишних затрат, лучше проконсультироваться у опытных столяров.
Подготовка к изготовлению
Выбор дерева
Для изготовления межкомнатной арки используют следующие породы дерева: дуб, ясень, сосна, лиственница, красное дерево и другие. Рассмотрим наиболее популярные из них.
- Сосна. Ее выбирают чаще всего из-за цвета – розоватый цвет меняется на темно-красный. Среди достоинств сосны выделяют высокую прочность и эластичность. Кроме того, она стойка к гниению и стоит недорого.
- Дуб и бук. Обычно их выбирают в случаях, когда помещение обладает чем-нибудь похожим по стилю, фактуре. Эти виды дерева очень надежны и долговечны.
- Красное дерево. Для жилых помещений материал используют весьма редко, причина – высокая стоимость. Такой материал смотрится очень изысканно и дорого.
- Другие. Обычно это дешевые материалы (например ДСП), которые помогут сделать арку своими руками по очень низкой цене.
Размеры и форма
Когда вы выбрали необходимый для изготовления вид дерева, решите какой формы и какого цвета будет арка. Чаще всего это зависит от мебели и оформления помещения. Сегодня самые популярные следующие:
- Классическая. Классической межкомнатной аркой называют полукруг или дугу, она подходит в любое помещение.
- «Модерн». Такой вариант отлично подойдет для широких дверных проемов, отличие от классической арки заключается в форме (верх арки выглядит более приплюснутым).
- Эллипс. Отлично подойдет для проемов небольшой высоты.
- «Трапеция». Конструкция с зашивкой углов, применяют в комнатах с разными параметрами. Просто сделать своими руками, ведь для изготовления такой арки нужны только прямые доски, сложная обработка не нужна.
- Другие. Сюда можно отнести «порталы», «фрамуги» и другие эксклюзивные решения для людей с бурной фантазией. Подобные арки могут иметь нестандартный внешний вид.
Арки из дерева можно дополнять боковыми элементами – полками, элементами декора.
Выбор проекта
Перед тем как приступить к изготовлению деревянной арки следует определиться с проектом. Можно выделить следующие основные :
- прямоугольник;
- классический закругленный портал;
- эллипс;
- круг;
- ломанная конфигурация;
- ассиметричный проект.
Варианты межкомнатных арок из дерева
Простейшую прямоугольную модель можно собрать из и её обрамления, то есть используя наличники и комплект доборов. А вот для конструкций с гнутыми элементами понадобится терпение и правильные расчеты. Если вы не уверены в том, что сможете произвести изготовление деталей идеальной формы для сложных моделей арок, лучше остановиться на классическом варианте.
Разметка и чертежи
Так как предстоит с нуля сделать деревянную арку своими руками, вначале нужно провести замеры и вывести размеры и форму под изготовление будущих деталей. Для этого лучше всего воспользоваться уровнем и каким-нибудь предметом круглой формы в качестве шаблона.
Для стандартного портала в дверном проеме вам понадобятся:
- комплекты наличников на обе стороны;
- две боковины;
- закругления для углов;
- верхняя поперечная планка.
Изготовление прямых деталей своими руками проблем вызвать не должно, а закругления можно сделать с использованием шаблона. С его помощью выведите контуры, по которым нужно будет прорезать проем для дальнейшей установки арки.
Схематическое изображение двух вариантов межкомнатных арок
Распил элементов
При изготовлении арки из дерева своими руками, распил лучше всего сделать с помощью электролобзика, этот инструмент не оставляет зазубрин на краях деталей и быстро справляется с любыми формами и типами материалов. Для удобства на цельное полотно накладываются лекала в полный размер.
Для того чтобы в дальнейшем не возникло проблем и оформление проема выглядело идеально, после нарезки деталей нужно тщательно зашлифовать их поверхность со всех сторон. Это делается шлифовальной машинкой или мелкой наждачной бумагой.
Распил элементов конструкции проводят с помощью электролобзика
Сборка
После того как все детали будут подготовлены можно приступать к сборке конструкции. Для начала нужно установить все прямые элементы арки, их закрепляют строго по граничным меткам и с учетом соблюдения уровня.
В идеале поверхность проема заранее шпаклюют, чтобы впоследствии арку можно было собрать с минимальными затратами усилий. Если же перекосы остались, рекомендуется крепить дерево или ДВП не на клей, а посредством фиксации на каркасе, под который можно дополнительно заложить утеплитель.
После фиксации боковин и верхней прямой планки настает черед закруглений, их вгоняют в свободное пространство и фиксируют на месте. Место соединения арки со стеной скрывается наличниками с обеих сторон или выполняется чистовое оформление штукатуркой.
Если арка собирается из доборов и наличников, сделать все своими руками будет еще проще. Для этого вам нужно лишь установить их в проеме таким образом, чтобы полностью закрыть стену и соединить с наличниками. В идеале предполагается использование телескопических моделей доборов.
Сборку всех деталей арки начинают с прямых элементов конструкции
Уход за деревянной аркой
Если арка установлена в помещении, то уход за ней не требует усилий. Как правило, тот слой лака, который наносится на дерево, позволит ему довольно долгое время иметь привлекательный вид. Другое дело – арка в саду.
Для ее защиты от влияния атмосферных осадков или вредителей необходимо применять специальные антисептические составы, а также краски для наружных работ. Красить древесину нужно не реже одного раза в два года, а лучше ежегодно.
Межкомнатные деревянные арки в современных дизайн проектах используются для визуального расширения помещения и его украшения. Такое решение нравится людям, которым надоели стандартные двери в межкомнатных дверных проемах и они своими руками хотят внести некую новизну и роскошь в жилище.
Наиболее приемлемый и простой для неподготовленных мастеров вариант – арка из дерева, сделать такую конструкцию можно легко, имея под рукой стандартный набор инструментов и заготовку из дерева.
Арки-порталы из дерева
Эти деревянные арочные конструкции имеют форму «П», часто с закругленными углами. На первый взгляд ничем неприметная стойка способна видоизменить и дополнить существующий интерьер, внести в него нотки роскоши и изысканности. Сделать такое сооружение своими руками можно для помещений стиля «хай-тэк» и «минимализм».
Для межкомнатных дверных проходов используются скругленные деревянные основания. Своими руками сделать изгиб в такой конструкции легко при помощи арочных наличников. Декорировать готовое сооружении удается резьбой из дерева, стеклом, зеркальными элементами.
К боковой части наличника можно также прикрепить полки, ниши и другие проемы. Такие деревянные конструкции наиболее приемлемы в невысоких квартирах. Для хозяина эта отличная возможность своими руками и без больших трудозатрат расширить жилое пространство.
Деревянные классические арки
Своими руками из дерева удается сделать массивные роскошные арочные сооружения, которые будут поражать простотой форм и неброскими природными тонами. Для дверных проемов изготавливают конструкции в виде эллипса или трапеции, дополняя их специальными пристройками и декоративными элементами.
Но стоит отметить что простая форма, плавность линий, красивая текстура способны сделать деревянные арки изысканными и эстетичными даже без дополнительных украшений.
В помещениях, где нужно быть настроенным на серьезный лад, а именно в кабинетах, аудиториях, следует своими руками сделать деревянные классические арочные сооружения.
Технология изготовления арки для дверных проемов
Этап подготовки
Первоначально нужно осуществить подготовку дверных проемов к монтажу деревянных арочных конструкций. Для того чтобы избежать сокращения высоты прохода, необходимо снять часть стены, расположенной над аркой.
Разметка
В верхней части дверного проема, над дверью определяется верхняя точка, к заданной высоте необходимо прибавить запас в размере 5 см. Высота от пола до контрольной верхней точки является размером самого арочного проема.
Изготовление арки
На этапе создания арки своими руками вырезаются два прямоугольника из ДСП. Их ширина должна быть равной ширине проема и иметь высоту арки ( 5 см запас). Далее нужно заняться построением циркуля из реек, длина которых составляет 150 см, гвозди вбиваются в края досок. Циркуль на данном этапе работ используется для построения прямоугольных дуг на фанере.
На одном из полотен ДСП в самом центре наносится прямая линия, условно разделяющая арочный проем пополам. Продлив линию можно понять, где именно сосредоточится центр круга. Чем выше радиус, тем более пологой будет арочная конструкция.
Построение каркаса
Стоит учесть, что толщина арочного основания должна быть толще стены к которой она будет. Этот размерный параметр уже включает в себя ширину брусков, что использованы для построения каркаса, а также толщину листов ДСП.
После того как бруски сбиты в каркас необходимо просверлить отверстия в стеновой поверхности, снабдить их пробками и потом уже шурупами прикрепить каркас. Каркас устанавливается в центре дверного проема, положение двух стенок должно быть идентичным и не иметь выступов.
После фиксации каркаса следует отрезать заготовки из фанеры равные толщине арочной конструкции. К ДСП сооружению фанера прибивается по окружности маленькими гвоздиками. Далее производится отделка арочного сооружения декоративными элементами и материалами.