Разгонная труба
Оглавление
Какой вид топлива используется
Для долговечности дымохода определяющее значение имеет качество вытяжных газов. Прежде всего, важна их температура: если газовые котлы можно подключить разгонному участку через гибкую алюминиевую гофру, то агрегаты на твёрдом топливе требуют применения жаростойких материалов, по крайней мере, в непосредственной близости к выходу продуктов сгорания.
Химический состав продуктов горения также крайне важен. При сгорании природный газ не образует практически ничего кроме воды, углекислого газа и небольшого количества сажи. А вот котлы на жидком топливе, а тем более дровяные и угольные, несут в своём дыме сотни разных веществ, многие из которых в контакте с водяным паром образуют достаточно едкие соединения.
https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin
Третий аспект — наличие в дыме больших количеств водяного пара. В зимнее время на теле трубы неизбежно образуется участок, где температура и влажность способствуют конденсации воды с образованием чёрного дегтярного конденсата.
Виды дымоходных каналов и арматуры
Утепление дымохода может отсутствовать при наличии системы слива конденсата. В таком случае разгонный участок принято размещать целиком вне отапливаемой постройки и соединять дымоход с внешним отстойником.
По общей технологии внизу каждого вертикального участка должен оборудоваться сборный стакан со спускным устройством. Так что дымоходная система котла может быть устроена несколько сложнее, чем просто труба с выходом на улицу.
Дымоходы сложной конфигурации собирают из отдельных частей: прямых прогонов, поворотных колен, тройников, муфт. При этом должна применяться хорошо продуманная система соединений. Так, если в дымоходе допускается образование конденсата, стыки между сегментами должны быть герметичными.
Использовать для этого соединения на фланцах и хомутах было бы слишком сложным решением, поэтому трубы обычно соединяют «в стакан» или «в гильзу». То есть открытый край сегмента имеет либо постоянный диаметр, либо развальцовку, за счёт которой можно плотно вставить один сегмент в другой.
Нужно научиться правильно использовать приведенную схему сборки. Если дым следует в сегменте от раструба до тонкого края, его называют собранным «по дыму». Если же дым проходит по направлению к раструбу — сегменты собраны «по конденсату», который не будет выступать наружу или в утеплитель, стекая по внутренним стенкам канала.
Иногда выдвигается более сложное техническое требование — чтобы система собиралась и по дыму, и по конденсату, например при прямом верхнем подключении разгонного участка к котлу. В таких случаях система собирается по конденсату, при этом стыки между сегментами уплотняются термостойким герметиком.
С учётом перечисленных особенностей следует сделать выбор в пользу одной или, максимум, двух систем устройства дымоходов. Предпочтительно, чтобы это были современные изделия фабричного производства. Практика показывает, что использовать фирменную продукцию выгоднее и удобнее, особенно если монтаж проводится своими руками.
Наиболее популярными сегодня считаются системы сэндвич-труб из нержавеющей стали. Благодаря утеплению и достаточной пространственной жёсткости из них достаточно просто устроить дымоход любого типа и конфигурации.
Вторая, чуть менее популярная дымоходная система основана на керамических трубах, находящихся внутри теплоизоляционных блоков. Изделия такого плана крайне полезны при устройстве колодцев под разгонными участками, в том числе и при прямом подключении котла. Также из блоков удобно выкладывать и сами разгонные участки, пристроенные к внешней стене здания.
Ещё один тип современной системы имеет пластиковые каналы. Область их применения — вытяжные тракты с предварительно установленным экономайзером или рекуператором, то есть устройствами охлаждения дыма.
И хотя пластик не может похвастать жаростойкостью, его сильные стороны — химическая инертность и низкая склонность к налипанию нагара. Наиболее очевидна эффективность использования таких дымоходов совместно с конденсационными газовыми котлами.
рмнт.ру
26.09.17
Виды дымоходных каналов и арматуры
Не исключено, что в процессе постройки дымохода вы откажетесь от использования одного типа каналов в угоду их комбинации. Обычно делают именно так, ведь, как правило, одни материалы лучше подходят для создания прямых участков, другие — для соединения.
Приступать к выбору деталей можно уже тогда, когда определены две ключевые точки привязки — котёл и расположение разгонного стояка — последнего вертикального участка. Далее между ними протягивается соединительный канал — начинать желательно с котла и имеющегося у него отвода дыма. Основную трудность здесь представляет необходимость перейти с одного условного сечения на другое.
Так, например, многие твёрдотопливные котлы имеют прямоугольную горловину, в то время как основной канал обычно выполняется круглым. Ну а несовпадение размеров канала — вполне обычная практика, так что следует быть готовым к необходимости изготовления нетипичного редуктора для этого перехода.
Большинство котлов устанавливаются в непосредственной близости от колодца дымохода, здесь достаточно просто сделать врезку на нужной высоте. У газовых котлов продукты сгорания практически холодные, поэтому они без особых хитростей отводятся через гофрированный рукав или сегментный короб в зависимости от формы сечения отвода.
У твёрдотопливных котлов дым горячий, поэтому длину соединительной вставки увеличивают и снабжают её разного рода экономайзерами, например — радиаторными ребрами. Обратите внимание, что минимальная длина соединительного канала регламентируется производителем и противопожарными правилами.
Сложнее, если дымовой отвод котла расположен в нескольких метрах от разгонного. На таких расстояниях прокладывать соединение с дымоходом горизонтально попросту бессмысленно: в 1–1,5 м от котла дым уже не настолько горячий, чтобы преодолеть аэродинамическое сопротивление трубы.
Этот участок обязательно должен быть наклонным, желательно с постепенным подъёмом по мере удаления. Поскольку гофра на большой протяжённости не имеет достаточной жёсткости, для газовых котлов, рекомендуется использовать сегментные дымоходы из нержавеющей стали.
рмнт.ру
26.09.17
Параметры разгонного участка
Принято считать, что движущая сила дымохода создаётся вместе с тягой во всех вертикальных участках. Однако на практике гораздо удобнее рассчитывать тягу только по завершающему участку канала — прямому разгонному участку.
Правильное устройство разгонного участка — ключ к обеспечению высоких показателей тяги без дутьевых и дымососных вентиляторов. Основных требований к каналу здесь несколько:
- Соответствующие длина и диаметр.
- Отсутствие выступающих в просвет элементов.
- Низкая склонность к сужению условного прохода со временем.
Вертикальный разгонный канал — зона с повышенным риском образования конденсата, поэтому его материал должен быть не просто невосприимчивым к едкой химии, но также сопротивляться оседанию частиц на стенках.
Наилучшим образом эти качества сочетаются у полированной нержавейки. Труба такого типа при наличии утепления практически не нуждается в чистке. Однако при топке сырым твёрдым топливом даже такой дымоход будет «плакать» и постепенно обрастать сажей, поэтому здесь лучше использовать асбестоцемент, керамику или толстостенную сталь — любые материалы, которым не страшен проволочный ёрш.
https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru
Сборка сегментных дымоходов на раструбах весьма универсальна, с её помощью решается большинство задач. Однако если требуется большая высота выноса в ветреную зону выше кровли, собственной жёсткости таких дымоходов может оказаться недостаточно.
А вот стояк из толстостенной трубы будет достаточно устойчивым, даже если он собран из отдельных частей на фланцевых соединениях. Из лучших вариантов устройства можно также назвать трубу, заключённую в кирпичном колодце — это одновременно и утепление, и надёжная фиксация.