Для чего выращивали в петровские времена картофель
Оглавление
Зерновые продукты
Судя по археологическим находкам, кухонным керамическим изделиям и остаткам в них различных органических веществ, начиная с IX века, на Руси уже готовили кислый, ржаной черный хлеб. И все древнейшие мучные изделия в русских поселениях вплоть до XV века создавали исключительно на основе кислого ржаного теста, под воздействием грибковых культур.
В зависимости от соотношения зерна и воды каши были крутыми или полужидкими, был еще один вариант и он назывался «размазня». Начиная с XI века каши на Руси приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое событие;
Один из известных памятников русской литературы XVI века «Домострой», помимо наставлений по всем направлениям жизни русского человека и семьи, донес до современности список наиболее популярных блюд того времени.
И ими снова оказались продукты из ржаной и из пшеничной муки, а также варианты их всевозможных сочетаний. Уже тогда хозяйки жарили оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, а также пекли калачи — ныне национальный русский белый хлеб.
К праздничным блюдам относили пироги — изделия из теста с самой разнообразной начинкой. Это могли быть потроха или мясо домашней птицы, дичи, рыба, грибы, фрукты или ягоды.
Распространение картофеля в Москве
В столице России овощ приживался медленно, поначалу крестьяне испытывали недоверие к чужеземному продукту и отказывались его возделывать. В те времена была интересная история, связанная с решением данной проблемы.
Царь велел посадить картофель на полях и охранять его, но только в дневное время суток, а по ночам поля специально оставляли без присмотра. Крестьяне прилегающих деревень не удержались перед искушением и стали воровать клубни с полей, сначала для пропитания, а потом уже и для посева.
Поначалу часто отмечались случаи картофельного отравления, но это было из-за незнания простого люда, как правильно употреблять сей продукт. Крестьяне вкушали ягоды картофеля, которые очень похожи на зеленые помидоры, но непригодные для пищи человека и очень ядовитые.
Также и старообрядцы, которых было великое множество, считали этот овощ дьявольским искушением, их проповедники не разрешали своим единоверцам ни сажать его, ни выращивать. А церковные служители предали корнеплод анафеме и окрестили «дьявольским яблоком», т.к. в переводе с немецкого языка «крафт тойфельс» — «чертова сила».
В силу всех перечисленных факторов, превосходная идея Петра I по распространению данного корнеплода по всей матушке – России, не была воплощена. Как говорят историки, указ царя о повсеместном распространении данной культуры, вызвал негодование народа, вынудившие монарха прислушаться и отступиться от «картофелизации» страны.
Овощи
С самого своего возникновения центральная Русь всегда была оседлым, крестьянским краем и её население охотно возделывало землю. Помимо зерновых культур русичи, по меньшей мере, с XI века выращивали репу, капусту, хрен, лук и морковь.
Во всяком случае, эти овощи упоминаются на страницах все того же «Домостроя» и тогда их рекомендовали запекать в печи, варить воде, в виде похлебок, щей, класть в качестве начинки в пироги, а также просто есть сырыми в дороге или во время полевых работ.
Эти овощи, а также зерновые кисели и каши были основными блюдами простого человека вплоть до XIX века. Ведь все русские являлись православными христианами, а из 365 дней одного года — 200 приходилось на посты, когда мясо, рыбу, молоко и яйца вкушать не разрешалось.
И даже в скоромные недели продукты животного происхождения люди низшего сословия не ели. Такое было принято вкушать только по воскресениям и праздникам. А вот овощи, свежие, соленые, вяленые, печеные, и сушеные, а также грибы составляли основной рацион россиян.
Внедрение картофеля
Меры по широкомасштабному продвижению картофеля повсеместно были начаты императрицей Екатериной II. В 1765 г. закупили в Ирландии и доставили в столицу России более 464 пуда корнеплода. Сенатом были доставлены по всем уголкам Империи эти клубни и инструкции по посадке и разведению.
В 1811г. в Архангельскую губернию были отправлены три поселенца с заданием о насаждении определенного количества земельных угодий. Но все предпринятые меры по внедрению не имели четко спланированной системы, поэтому население встречало картофель с подозрением, и культура не приживалась.
Только при Николае I, по причине низкого урожая зерновых культур, в некоторых волостях начали проводить более решительные мероприятия по взращиванию клубнеплода. В 1841г. вышел указ властей, в котором предписывалось:
- обзавестись во всех поселениях общественными посевами культуры для обеспечения крестьян семенами;
- издать руководство о культивации, сохранении и употреблении картофеля;
- награждать премиями особо отличившихся в разведении культуры.
Куропатки
Мясные продукты на Руси ели все, но не всегда и часто это были отнюдь не домашние животные. В силу постоянных военных конфликтов, междоусобиц блюда из говядины, свинины и баранины были весьма редкими и дорогостоящими.
Во всяком случае, в некоторых свитках XI – XIII веков говорится, что мастера и иконописцы, нанятые общинами для сооружения церкви, просили за день своей работы монеты или другие ценности, равнозначные стоимости одного барана.
Художественные и строительные артели были не такой уж редкостью на Руси, но их работа ценилась выше среднего — как стоимость домашнего барана. Самым дорогим мясом долго считалась говядина, телятину до XVIII века и вовсе потреблять было запрещено.
Долгое время в российских трактирах проще было отведать мясо дикого кабана, чем домашней свиньи, также встречались лосиные, оленьи и медвежьи вырезки. Дома обычная крестьянская семья гораздо чаще по праздникам лакомилась зайчатиной, чем, например, курятиной или козлятиной.
Конину ели редко, но гораздо чаще, чем русские люди ее потребляют сейчас. Все-таки лошади были в каждом зажиточном дворе. Но периоды, когда крестьянская семья жила хорошо были гораздо короче, чем те, когда этим же людям приходилось голодать.
Народный бунт
Осуществление этих мер столкнулось во многих уездах с народным сопротивлением. В 1842г. вспыхнул картофельный бунт, проявившийся в избиении представителей местных властей. Для усмирения бунтовщиков были привлечены правительственные войска, которые уничтожили волнение народа с особой жестокостью.
Долго еще главным продуктом пропитания для людей являлась репа. Но потихоньку внимание к картофелю возвращалось. И только в начале XIX века сей овощ получил обширную известность и много раз спасал народ от голодной смерти при неурожайных годах. Совсем не случайно картофель прозвали «вторым хлебом».
Лебеда
Во времена неурожаев, боевых действий, набегов, когда недругами у крестьянских семей насильно изымались продуктовые запасы, скот, и в пожарах погибали дома, чудом спасшиеся русичи были вынуждены как-то перебиваться.
Если бедствия и голод настигали крестьян зимой, то это сулило однозначную смерть. Но летом в средней полосе России и до сих пор произрастает лебеда. Чтобы хоть как-то унять голод, люди ели стебли этого растения, его семена использовали для выпечки суррогатного хлеба, изготовления кваса.
Лебеда действительно содержит жиры, некоторые белки, крахмал и клетчатку. Но хлеб из нее получался горький, крошащийся. Он трудно переваривался и вызывал сильное раздражение пищеварительного тракта, а нередко и рвоту.
Однако лебеда выполняла главную функцию — спасала крестьян от голода, давала возможность пережить страшное время, чтобы затем можно было восстановить хозяйство и, наконец, начать привычную жизнь заново.